Железные 
дороги
Донской
Области
 


Карта Донской Области
1914 год.





 

ВВЕДЕНИЕ

    Область Войска  Донского  - территориальная единица в составе Московского государства, а затем и Российской Империи с конца XVI века.
   В 1570 г. Донские казаки присягнули на верность Ивану Грозному и Земля Войска Донского, начиная с этого времени, стала постепенно утрачивать свою былую вольность. Первоначально в состав Земли Донского входила территория нынеших Воронежской, Белгородской, Луганской, Донецкой и Харьковской областей. С течением времени большая часть земель была утрачена. Самыми чувствительными были Петровские урезы, вызвавшие восстание под предводительством Булавина.
    Область Войска Донского как самостоятельная административная единица  была окончательно упразднена в 1920 г. после установления на  Дону советской власти. Затем земли области входили в состав Азово-Черноморского края и Сталинградской области. Современные административно территориальное деление было установлено в 1937 году. Тем же решением была учереждена Ростовская область.
    Ныне земли бывшей Области Войска Донского входят, в основном, в состав Ростовской и Волгоградской областей, кроме того, небольшая часть их находится в пределах Воронежской и Саратовской областей России, а также Донецкой и Луганской областей Украины, но несмотря на возникшие в течение ХХ века админстративные и государственные границы, регион до сих пор в основном имеет общие экономическую направленность, природный ландшафт, и исторические корни для большей части его населения. Кроме того, основная часть железнодорожной сети на Дону была построена до 1917 г. Поэтому, на мой взгляд, более справедливо рассмотреть историю железнодорожного транспорта в этой части нашей страны применительно к территориально-административному делению 1914 года.

Электровоз ЧС8 056 
на ст. Лихая









Вокзал ст. Шахтная 18 июля 2003 г.

Вокзал ст. Шахтная
18 июля 2003 г.
 
 
 


Электровозы ВЛ80т 
на ст. Сулин





 

КРАТКОЕ  ОПИСАНИЕ
   В настоящее время по территории бывшей Донской области пролегают в основном линии Северо-Кавказской и Приволжской железных дорог, а также небольшие по протяженности участки, находящиеся в ведении Юго-Восточной железной дороги, а также Донецкой железной дороги Украины.
   Главные железнодорожные линии на территории  бывшей Донской области Ростов - Лихая - Чертково, Ростов - Таганрог - Успенская, Ростов - Староминская, Волгоград - Поворино, Волгоград - Сальск.
    По главным линиям движется основной грузовой поток на север ( нефть, хлеб, скоропортящиеся грузы) и на юг (уголь, лес, изделия промышленности, металл). От Ростова идёт линия до Чертково, ведущая на север (через Мичуринск) и восток (Лиски — Поворино — Балашов — Ртищево; Лихая - Волгоград -
  Саратов - Сызрань).
    Ростовский железнодорожный узел - один из самых крупных не только в России, но и в Европе.
Ежедневно  Ростов отправляет более  4  тысяч пассажиров. С вводом в действие восточного и
западного обходов ст.Ростов и обхода ст. Батайск пропускная способность узла резко повысилась.
    На линии Ростов-Лихая-Чертково происходит погрузка угля Шахтинского района. По ней движется основной пассажиропоток, между Москвой, центральными районами, Сибирью,Уралом и Южными районами России, Черноморским побережьем и Северным Кавказом, особенно увеличивающися в летнее время Линия Ростов - Успенская связывает главную магистраль с районами Украины, Белоруссии, Прибалтики.
    В 2000 году было принято решение об электрификации направления Саратов-Петров Вал – Иловля – Волгоград – Котельниково – Сальск -Тихорецкая по системе переменного тока 2х25кВ. Эта система позволяет снизить потери на  передачу электроэнергии при увеличении расстояния между тяговыми подстанциями  до 80-100 км. вместо 40-50 км. при системе 25 кВ. Работы по электрификации были завершены в декабре 2002 года.
    По состоянию на 2003 год на территории бывшей Донской области находились в эксплуатации локомотивные и моторвагонные  депо представленные в приведенной ниже таблице

 
    В пассажирском движении на  дорогах региона используются в основном, электровозы ЧС4т, а также ВЛ60п и ЧС8 депо Тимашевская и Кавказская ( Краснодарский край) и депо Россошь (Воронежская область). На направлениях Волгоград – Поворино и Волгоград – Лихая на обслуживании всех пассажирских поездов работают тепловозы ТЭП60 и ТЭП70 депо Волгоград, причем под скорые и фирменные на этих участках выдаются исключительно ТЭП 70. Скорые фирменные поезда Москва – Ростов, Москва – Адлер, Москва - Новороссийск на участках Ростов – Рязань-2, Ростов – Иловайск, Ростов – Новороссийск и Ростов – Горячий Ключ обслуживаются только мощными электровозами ЧС 8 ТЧ Тимашевская.
    В перспективе - организация скоростного  движения на участке  Ростов - Чертково и  далее в  направлении на Москву и Санкт Петербург.  Предполагается,  что  максимальная скорость на  направлении Ростов - Москва составит 160 км/ч.,  а время пути при этом от Ростова до Москвы составит  чуть более 12 часов. 
В  настоящее  время  дороги региона готовятся перейти на автоматизированную систему  бронирования мест  нового  поколения – «Экспресс – 3».
Расписание электропоездов по ст. Ростов.

Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz